1. АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации по созданию комплексной системы
экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций (далее - Методические рекомендации) являются
дополнением к ранее изданным МЧС России методическим рекомендациям по
созданию (реконструкции) региональных, местных и локальных систем
оповещения, и разработаны в целях обеспечения реализации Указа Президента
Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной
системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций».
Основой для подготовки настоящих Методических рекомендаций являются
Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также
Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций, которые согласованы с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и в целом одобрены на заседании
межведомственной рабочей группы по координации работ при реализации Указа
Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании
комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (протокол совещания от 16 января
2013 г. № 1), которая сформирована в соответствии с приказом МЧС России
от 29 декабря 2012 г. № 834.
-------------------
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ
ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного
управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств,
создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления
относятся: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС),
информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных
органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих
функциональные подсистемы РСЧС, центры управления в кризисных ситуациях
региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по
субъектам Российской Федерации, ДДС органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных
образований, ДДС организаций (объектов).
---------------------
Анализ состояния действующих систем оповещения населения позволяет
выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости
функционирования:
отсутствие местных автоматизированных систем оповещения в сельских
местностях;
изношенность технических средств оповещения (региональные системы
оповещения создавались в период с 60-х годов до начала 90-х годов прошлого
века);
недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по
оповещению населения в установленные сроки;
неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания,
сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность их перехвата в
автоматизированном режиме системами оповещения, созданными в начале 70-х
годов на базе аппаратуры оповещения 5Ф-88 (19% субъектов Российской
Федерации);
низкий охват населения, особенно сельского (менее 50%), сетью
электросирен и мощных акустических устройств, не позволяющий своевременно
привлечь внимание населения к электронным средствам массовой информации для
передачи экстренных сообщений;
снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования
в их составе комплексов технических средств, выработавших три и более
установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы на
современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и
техническим требованиям;
отсутствие автоматизированных систем оповещения населения в Ханты-
Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Забайкальском крае,
республиках Чечня, Дагестан и Ингушетия;
отсутствие резерва мобильных средств оповещения в субъектах Российской
Федерации;
превышение к 2014 году установленных сроков эксплуатации комплексов
технических средств оповещения федеральной и части межрегиональных систем
оповещения;
отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих
систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных с системами
мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетями
мобильной связи и других;
невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-
160, П-164, П-166) региональных систем оповещения с системами ОКСИОН,
службой коротких сообщений сетей операторов радиоподвижной связи и другими;
крайне недостаточное финансирование органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации мероприятий по реконструкции систем
оповещения и поддержанию их в готовности к применению.
Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных
технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей
теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений,
ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях
управления.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для решения указанных
проблем необходим комплексный подход к выполнению задачи оповещения и
информирования населения Российской Федерации при возникновении
чрезвычайных ситуаций с применением всех имеющихся технических средств,
включая средства связи и вещания, которые должны дополнять друг друга.
-------------------
4. НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК
ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО
ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
4.1. КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного
оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий и программнотехнических
комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид
которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны
экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и
техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в
данной зоне.
4.2. КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:
своевременное и гарантированное доведение до каждого человека,
находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения
чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной
информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах
поведения и способах защиты в таких ситуациях;
оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах
необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенноцифровых
и других) для адекватного восприятия населением при угрозе
возникновения или при возникновении ЧС;
возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём,
обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об
угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и
способах защиты в таких ситуациях;
возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном
режимах с программно - техническими комплексами принятия решений в органах
повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее
масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по
действиям в кризисных ситуациях;
возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и
(или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциальноопасных
объектов, природных и техногенных ЧС;
использование современных информационных технологий, электронных и
печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного
информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких
ситуациях;
своевременную передачу информации до органов управления РСЧС
соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите
населения;
управление оконечными средствами оповещения и информирования с
пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего
уровня;
передачу информации в заданных режимах (индивидуальный,
избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность
информации при авариях в системе.
-----------------
6.4. Комплексы технических средств, применяемых для создания КСЭОН,
устанавливаемые на сетях связи, должны быть сертифицированы Министерством
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.